среда, 26 октября 2011 г.

Священная история

Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь…
   Книга пророка Аггея 2:5


Что такое та история, которая изложена в ветхозаветных книгах? Традиционно её принято называть священной историей Ветхого Завета; но что стоит за этим определением? История народа? Да, конечно: речь идёт об истории еврейского народа. История некой конкретной религии или религий? Несомненно: речь в ветхозаветных книгах идёт об истории яхвизма, а затем — о зарождении в его недрах и последующем становлении иудаизма. И о конкретных общинах, яхвистской и иудейской, принимавших в разные исторические периоды различные формы с тем, чтобы в период плена дать начало Синагоге со всеми многообразными проявлениями её религиозной жизни. И всё же священная история не история народа и не история религии, а история Откровения.

Это не история народной жизни, хотя бы и жизни религиозной, и даже не история богоискательства: ведь богоискательство — дело человеческое, пусть духовно и наивысшее из всех возможных. А священная история — это история того, как Бог приближался к своему народу и к отдельному человеку, как Он преодолевал отделяющую от Него человека пропасть. И в центре этого процесса оказывается союз-завет Бога со Своим народом и Его присутствие в священном собрании, которое благодаря Ему и становится священным. Завет с Богом и дыхание Бога, делающие еврейский народ народом Божиим в полном смысле слова, народом-общиной. Иначе и не могло быть: ведь дух, дыхание Бога и союз-завет с Ним — две стороны одной реальности, реальности того процесса, в результате которого вышедшая из Египта толпа становится народом-общиной.

Правда, для этого пришлось пройти через плен (проповедь Аггея относится к послепленной эпохе). Через плен, во время которого сложился, по существу, новый народ, выделился тот самый остаток, о котором говорили допленные пророки. Остаток, научившийся слушать Бога и ощущать Его дыхание.

Этот появившийся в плену навык помог еврейской общине Вавилона пережить плен, несмотря на отсутствие Храма и невозможность жертвоприношения. А ещё он, этот навык, должен был пригодиться народу потом, когда в мир войдёт Царство. Ведь оно всё пронизано дыханием Бога, полным силы и любви. До плена его знали лишь отдельные люди, обладавшие пророческим даром; после плена на знании этом была построена вся жизнь народа-общины; после Пятидесятницы — Царство, явившее миру его полноту. Такова история Бога, входящего в мир. Священная история.

http://www.bible-center.ru/note/20111026/main

1 комментарий:

  1. Вот интересное определение того, что такое ветхозаветная история - формирование Царства Божьего на земле, только не в перспективе будущего, а уже в момент создания еврейского народа: приход Машиаха две тысячи лет назад -это приход Царя Царства, а не приход самого Царства: "Нет, будущее царство пророков есть царство живое, так сказать, с плотью и кровью, но очищенное и одухотворенное. Истинно-религиозный мессианизм Израиля заключается в идеале царства Божия, осуществляющегося на земле чрез избранный народ и предзаложенного в союзе живого Бога с этим народом. Царство Божие действительно не от мира сего, но оно приходит в мир сей, в нем действует и его преобразует… Вне Израиля нет законно установленного общения с Богом, и дело Божие на земле есть дело Израиля" Поснов М.Э. "Иудейство: К характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время"

    ОтветитьУдалить