- Скажи, пайоат, - спросил один из монахов, поднимаясь со своего места и преклоняя колена на восток, - скажи, авва Макарий, ты говорил нам о воскресении – и я не смог уразуметь до конца – просвети тьму мою. Когда наступит месяц Ксанфик и мы совоскреснем со Христом, будут ли наши тела обнаженными или имеющим на себе покровы, и будем ли мы питаться пищей?
- Брат Пижими, - сказал мягко Макарий, и лицо его стало совсем молодым.- Брат Пижими, что такое сказал ты? Неужели Бог не в силах дать нам нечто, превышающее эти земные вещи? Он подавал манну с небес израильтянам – а ты говоришь об одежде и пище, когда закончились ветхозаветные времена и воссиял Новый Завет Христа Бога. Те, которые сеют в землю сердца своего семя небесное, вкусят от славы тела. Ведь сокрытая ныне красота Божия, обитающая в их душах явится при воскресении и покроет собой, и оденет славой внешнее тело человеческое вечным светом Христа Бога. Мы будем подобны Ему, Спасителю душ и тел наших, брате Пижими.
- То есть и тело станет божественным, так он учит? – спросил Каллист.- Это кажется самым сложным у христиан.
- Ну да – неспроста ученики Плотина нас зовут «любителями плоти» - филосарками, - молвил Кесарий.- Весь человек проходит сотерию, а не только его душа. Но он при этом меняется, и тело становится иным, чуждым унижения телесности, в котором оно сейчас находится. Эти объяснения христиан обычно недослушивают, и потешаются над нами, будто мы учим о том, что полуразложившиеся трупы и кости оживут и будут бродить среди живых.
- Древо, на котором распят был Безоружный, и тело мертвое победили противника. Ибо Крест Христов – то оружие, которым Он, Бог Крепкий, победил диавола, хотящего гибели Адама и чад его. И Христос победил его, и предал диавола смерти. А ныне Он приходит ко всякой душе, что ждет Его и ищет воистину, и приближается, и сокрушает силу смерти и тьмы, что сковывает и стережет душу. Душа же должна иметь такое влечение и любовь к обрученному с нею Жениху-Христу, какое побуждает жену, целомудренную и любящую мужа, если она видит мужа своего брошенным в темницу и закованным в кандалы, сострадать ему. Истинно, из-за своей великой любви, она словно с ним пребывает в узах, и душа ее претерпевает еще большие мучения. Так Мария, Мать Христа, стоя рядом с распятым Сыном и Господом, рыдала и обливалась слезами, и казалась распятой вместе с Ним. Братия – ведь так и душа, что любит, Господа делает то же. Всегда сострадает она страстям Его, всегда помнит видит очами своими раны, полученные из-за нее, помнит она, как много пострадал из-за нее Бесстрастный и был наказан, как преступник Тот, кто выше всякого наказания. Помнит она, что Он, кто образ Божий и равен Богу, принял во воле Своей, по Своей неизреченной любви, образ раба. Заключает себя в узы душа вместе с Ним, претерпевает страшные страсти и крест вместе с Ним – чтобы слава Его, Воскресшего, осияла ее, чтобы и прославилась она вместе с Ним.
И Господь, видя мужество и стойкость души, является ей во всей красоте Своей, открывает Себя и озаряет ее сверхсиянным светом Своим. Призывает Он ее к Себе и говорит ей: «Приди в мире, ближняя Моя. Видишь эти следы, видишь эти язвы, плевки и раны? Все это претерпел Я ради тебя, израненной многими ранами, влекомой многимим врагами в тяжкое рабство. Но пришел Я к тебе, ищущей Меня, чтобы освободить тебя, потому что создал Я тебя, как образ Мой и невесту Мою». И Господь являет Себя душе и в язвах своих, и в славе света Своего.
Макарий встал, повернулся лицом к востоку. Поношенная мантия развевалась в предрассветном зареве, темнея, словно царская багряница. Монах простер руки в стороны – его тело образовало крест.
Комментариев нет:
Отправить комментарий