воскресенье, 4 октября 2009 г.

Диатриба - ключ к темному и сложному месту Рим 3,1-20.27-31; 4,1-12.

Среди грекоязычных писаний I века немного найдется таких блестящих, использующих весь арсенал эпистолярной риторики произведений, как входящие в новозаветный канон послания апостола Павла. В них мы находим удивительное стилистическое богатство: здесь строгая дидактика и учительный дискурс, почти лирическое излияние чувств и резкая отповедь, легкая ирония и горький сарказм, литургическая приподнятость и гимническая торжественность, краткость сентенций, вошедших в поговорки, и размеренное построение длинных периодов. Здесь мы находим хиазмы, эллипсы, плеоназмы, многообразные фигуры речи, метафорическое богатство, стихи и ритмы, аллитерации и рифмы, горгианские созвучия и параллелизмы ... Всего не перечислишь. Среди фигур речи и стилистических приемов особое место в посланиях апостола Павла занимают диатрибы. Особое место не только по своему относительно большому объему (в Послании к Римлянам, например, более двух глав), но и по своей богословской значимости.


Диатрибы (беседы) - один из излюбленных приемов античной письменности, начиная от диалогов Платона. Диатрибы у апостола Павла, как правило, - беседы с воображаемым оппонентом, воспроизводившие в литературной форме те реальные диспуты, которые апостолу приходилось вести в его энергичной и дерзновенной миссионерской деятельности. Диатрибы сродни риторическим вопросам и ответам на них.

Представим этот диало, графически отразив его:


 


-          Тогда в чем же преимущество иудея? В чем польза от обрезания?


-          Много преимуществ во всех отношениях. И прежде всего в том, что им вверены пророчества Божии.


-          А если некоторые оказались неверными? Что тогда? Их неверность не сделает ли бессильной верность Бога?


-          Не бывать тому! Хотя всякий человек – лжец, Бог да пребудет правдивым, как написано:


«Чтобы оправдан Ты был в словах Твоих,


и победил, когда будут судиться с Тобой».


-          Но если наша неправда открывает правду Божию, то что на это скажем? Быть может, говоря по-человечески, Бог несправедлив, насылая гнев?


-          Не бывать тому! Иначе, как же Богу судить мир?


-          Но все же, если моя ложь показала изобилие правдивости Божией к славе Божией, то зачем же осуждать меня как грешника?


-          И не творить ли нам зло, чтобы вышло добро, как иные клевещут на нас, утверждая, будто мы так и поучаем? Вот они достойны осуждения!


-          Так что же? Имеем ли мы, иудеи, превосходство?


-          Вовсе нет. Ведь я уже предъявил обвинение: как иудеи, так и эллины, все под грехом.


 


Вслед за тем следует обширное доказательство «от Писания» (3,10-20) и раскрытие основного тезиса Послания к Римлянам (3,21-26), центральное рассуждение об откровении до сих пор сокрытой правды Божией. Далее следует продолжение диалога: (читать все - http://www.azbyka.ru/ivliev/diatriba_v_poslaniyah_pavla-all.shtml)


 



Комментариев нет:

Отправить комментарий