воскресенье, 4 октября 2009 г.

Вопрос о начале. История Начала. архим.Ианнуарий (Ивлиев)

Проф.-архим. Ианнуарий (Ивлиев)


 


Вопрос о Начале. История Начала.
(из конспектов лекций по Библейскому богословию)


 


Ветхий Завет рассказывает, как JHWH открыл Себя в чудесных делах спасения, но и в неподкупных судах, как Бог Израиля. JHWH некогда призвал Авраама из всех народов и обещал ему и его потомкам благословение. Он вывел отцов из Египта и заключил с ними договор (завет) на Синае. Израиль - народ-собственность Бога, избранный Им из всех народов. И, тем не менее, Библия открывается не этой историей избрания. «В начале мы читаем историю начала», которая рассказывает о судьбе всех народов, об их путях и заблуждениях, даже о сотворении всего мира. В этой семье народов имеет начало и Израиль. Отцы Израиля некогда вышли из этнического мира языческих народов, и в конце путь Авраама и его потомков должен быть благословением народов (ср. Быт 12,3). Таким образом, Израиль избран не ради самого себя. Даже в своих самых особых судьбах он связан с судьбой мира языческих народов.


Рассказчик, размышляющий первым об отношениях Израиля к народам и над вопросом о судьбе всего человечества, был яхвист, или та группа писателей, которая создала яхвистскую историю. Герхард фон Рад постоянно подчеркивал, что, начав изображение истории Израиля не с избрания отцов, а с истории Начала, яхвист сделал революционный шаг. В то время как исповедания Израиля во Втор 6,20-24; 26,5-9; Ис Нав 24,2 оглядываются на исход из Египта и свидетельствуют о том, что сделал JHWH для отцов, как JHWH открывал себя в истории отцов Богом и Спасителем, и Покровителем, яхвист смотрит далеко за это начало. Он признает в JHWH Бога всех народов и спрашивает себя, как соотносится Его деяние, направленное на Авраама и его потомков, с историей всего человечества. Почему Бог вызвал Авраама из всего мира народов? Какой смысл имеет история, начавшаяся в нем и его потомстве? Ответ на это дает яхвистская история Начала (праистория), которую яхвист совершенно сознательно предпослал рассказу об истории Израиля. Эта праистория повествует о сотворении первой пары людей, об их непослушании заповеди Бога и о том жизненном падении, которое вошло в мир вследствие этой вины. В Адаме и Еве, в Каине и Авеле началась история, в которой человечество все более удалялось от Бога, и в которой углублялось отчуждение и вражда между людьми.


Также и Р - священнический кодекс, великое произведение времени Вавилонского плена, начинает свое повествование с предыстории Быт 1,1 - 2,4а, с того, как Бог в начале смирил хаос, создал небо и землю и даровал всему сотворенному порядок. Но земля наполнилась злом, «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт 6,9-12). Тогда Бог послал на землю потоп, и уничтожил всё сотворенное Им. Только Ной и его сыновья со всем, что было с ним в ковчеге, были спасены. С ними и всеми выжившими существами Бог еще раз заключил завет и как его знамение положил на облаках радугу - знак того, что Он больше не станет уничтожать землю.

ДАЛЕЕ
http://www.azbyka.ru/ivliev/vopros_o_nachale-all.shtml



Комментариев нет:

Отправить комментарий