суббота, 14 ноября 2009 г.

"Крайнее желание" мученика.

Сегодня, в день памяти бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, помещаю в ЖЖ отрывочек из моего "неразобранного".
http://days.pravoslavie.ru/Days/20091101.htm


Наброски. Пантолеон-Пантелеимон и "крайнее (предельное, высшее) желание" мученика, желание христианина.


Почему Пантолеон и другие врачи-мученики. так стремятся к смерти? Почему не продолжают свою благотворительную деятельность? Обратимся к примеру Того, чье Имя по смерти получил Панталеон.
 Сам IХ к Своему Кресту стремится ( «крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится»;»подобает Сыну Человеческому быть предану в руки человеческие»;«желанием возжелех ясти Пасху сию»), а чудеса Его словно иссякают (особенно это ярко видно в Евангелии от Марка – «история Страстей с подробным вступлением») – почему и Он не задерживается, чудотворя?
 Не дает ли Он нечто лучшее, превосходящее наши ожидания добра? А для того, чтобы Ему верили, что Он принес именно Божественное, необычное, не человеческое ( Я – Бог, а не человек – у пророков (Осия)( Я не войду в город) в земном, преходящем плане, а именно НЕПРЕХОДЯЩЕЕ благо для человека. Вспомним, что больной для ветхозаветной культуры (Лев. 21)– отверженный Богом, Бог явно показывает, что он ему неугоден. Особенно остро это просматривается в Ев от Иоанна, в истории со слепорожденным. Для задающих вопрос проблема страдания не стоит остро – стоит вопрос, КТО согрешил. Возмущение начальника синагоги, - что приходят в субботу исцеляться, нарушают субботний покой и нормы ритуальной чистоты. Кровоточивая жена, прокаженный, бесноватые. Такое исцеление, о каком не слышали и какое невероятно, Он творит знамения – чудеса, исцеляя безнадежно больных – не всех, но кто узнает – пусть с трудом – в Нем Мессию, так непохожего на Мессию антиримской пропаганды.
 Именно смерть на Кресте, венчающая Его трудную, полную лишений, скитальческую жизнь,  - безнадежная, проклятая, отверженная Богом смерть, ведет к парадоксальному, коренному, невозможному изменению человеческой природы Христа – Он воскресает, воссиявает, из мертвых, и над Ним уже ничто не властно – Сам Бог, которого называли IHWH, является в воскресшей плоти Человека. Вот – коренное исцеление человеческой природы, дарованное Богом в Сыне Своем нам, вот чего мы причащаемся в  Страшных и Животворящих Таинствах.
 Правильным ли будет такой крен на поиск непременного «укрепления и поправления здоровья», за пределами церкви это желание ведет к колдунам, экстрасенсам, и попросту шарлатанам. У церковных людей наблюдается крен в сторону поиска «православного» снадобья от недуг сопровождаемое страхом обычных медицинских методов лечения. Церковь воспринимаеется как «аптека» , причем в прямом, бытовом смысле. Никодим Святогорец высмеивает такую тягу к сохранению здоровья в подвижнике – женоподобно это все и для мужчины непристойно. Христианин, ставящий здоровье превыше всего, мерилом всех вещей, забывает о Кресте Своего Господа, у Которого были другие цели в жизни.
 Допустимо ли такое поведение перед лицом Распятого Господа, который желает «дать нам нечто лучшее»? Допустимо ли искать в Чаше Его Крови снадобье? Или все-таки пересмотреть иерархию ценностей, и понять – что нам важнее – использовать «для здоровья» все, в т.ч. – это ужасно звучит – и смерть Христа, и становиться потребителями, или разделять Его Крест и воскресение, учась в своих страданиях Его мужеству, Его тайне, приобщаясь к Его Воскресению – приходить к Чаше не ради снадобья, а ради Его Самого.


Пантелеимон и другие мученики ищут не смерти как таковой - ищут Христа в смерти, идут за Ним туда, куда Он двинулся с высочайшего своего престола Славы - вниз, вниз, вниз - до небытия. С мертвыми стал как мертвый, чтобы приоюрести мертвых.И они разделили Его смерть. Не смерти они ищут, но Умершего за них, давшего Сеья убить за жизнь мира. И с ним они умирают - "за жизнь мира".Совершенная Евхаристия осуществляется в жизни мучеников...И чудеса свидетельствуют о преображении мира дольнего в мир грядущий, в мир Славы Бога во Христе.
+++



Сострадательная помощь друг другу -  это та первая ступень, которая ведет к чудесам исцеления, чудесам, творимым Христом в нас.
Иначе мы превращаемся в ту жестокую толпу «чающих движения воды», среди которых за 38 лет не нашлось ни одного, имевшего достаточно человеческого достоинства, чтобы помочь парализованному спустится в воды. Наоборот, его отталкивали, чтобы влезть «прежде» и поправить СВОЕ ДРАГОЦЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ (Ин.5,2-16). «Хочешь ли быть здоров?» - «Да, господин»! но не имею человека, который бы опустил бы меня в купальню» (Ин 5,6-7). Один настоящий человек  нашелся за всю историю – Человек Иисус Христос .


Забота о здоровье должна занять свое место в иерархии ценностей – ведь мы же ставим что-то выше сохранения собственного здоровья – например, когда стоит вопрос о выборе: жизнь своего ребенка или свое здоровье.
Невнимание к обращенному на нас Лику Христа Воскресшего, Христа, Который навсегда по слову о. Георгия Флоровского «знаменован Крестной смертью» влечет за собой невнимание к окружающим нас страдальцам. В битве за здоровье можно потерять человеческий облик, как это случилось с больными из Вифезды. Никто там больше не встретил Христа, никого Он там больше не исцелил…



Комментариев нет:

Отправить комментарий