среда, 25 ноября 2009 г.

Григорий Сковорода."Христос есть сам Авраамов сын, Исаак, то есть смех, радость и веселье, сладость,

"Кто видал, что язык радуется? Тот, кто узнал себя. И конечно, что бедные нимало
не вникнули внутрь себя, которые Христа с его друзьями называют меланхоликом.
Отсюда родится и несмышленый тот вопрос: смеялся ли когда Христос? Сей вопрос
весьма схож с премудрым сим: бывает ли когда горячее солнце? Что ты говоришь?
Христос есть сам Авраамов сын, Исаак, то есть смех, радость и веселье, сладость,
мир и празднество... Сердце человеческое, премудрости закона Божиего просвещенное,
подобно кореню дерева, насажденного при источниках вод, а законопреступник есть
проклятая смоковница. Какая польза лист снаружи зеленеющий, если корень жизненного
напоения лишается? Скоро он отпадает. Какая весёлость, если поверхний смех разводит
челюсти, открывая зрителям зубы твои, а сердце твое сжимается тою тугою, о кторой
сказано: "Не радоваться нечестивым"? Распространи сердце твое, отвори внутренние
уста с Давидом: "Уста мои отворил и привлек дух". В то время и без наружной улыбки
всегда внутри смеяться будешь с Саррою: "Смех мне сотвори, Господи". И с Давидом:
"Дал ты веселие в сердце моем". Если сердце может тайно говорить, то можно ему
тайно и смеяться. В то время уподобишься зимнему дереву без листьев. Но они
утаились в корене, сохраняемом тою жизненною водою, о которой Приточник: "Вода
глубокая - совет в сердце мужа". И Давид: "Помышления сердца его в род и род".
А без сего не ты сам, но одна только мертвая уст твоих кожа улыбается. И такого
смеха может ли быть что противнее, лицемернее и невкуснее? Вот родной смех!
Послушай: "Возрадовался духом Iисус..." Вот Самуилова мать смеётся по правде:
"Расширились уста моя на врагов моих, возвеселилася о спасении Твоем..."
Вот точно смеется Павел: "Уста наши отворились к вам, коринфяне. Сердце наше
распространилось. Распространитесь и вы". Вот и Давидова улыбка: "В скорби
распространил меня Ты, расширил Ты сердце мое". Но то дивно, что и самые его
следы расширяются: "Расширил ты шаги мои..." Будто и самые следы его расширяются
и его ступни смеются с ним" ("Асхань").

http://origenic.livejournal.com/



Комментариев нет:

Отправить комментарий